Когда обращаться в ФАС, а когда в суд по 44-ФЗ?

« Назад

30.05.2017 14:31

Все манипуляции, связанные с закупочной деятельностью, предоставлением услуг по обеспечению нужд государства и муниципалитетов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В процессе его применения между участвующими в закупках и представителями госорганов нередко возникают разногласия, которые тем или иным образом разрешаются двумя инстанциями – судом или Федеральной антимонопольной службой.

При каких обстоятельствах решения выносит ФАС?

В области госзакупок за правильным исполнением предписаний закона № 44-ФЗ, помимо других органов и учреждений, контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба и, соответственно, ее территориальные управления/подразделения. В то же время, статья 99 упомянутого закона по отдельным аспектам правоотношений в области закупок для госнужд контрольные права предоставляет не ФАС, а иным органам.

В любом случае по всем вопросам, подконтрольным Федеральной антимонопольной службе, можно обращаться с жалобой напрямую в местное территориальное отделение, если имеются основания предполагать, что допущены нарушения закона. Все эти положения конкретизированы в главе шестой Закона № 44.

Кто может приносить жалобы?

Жалобы в ФАС могут подаваться (п. 1 ст. 105):

  • любым лицом – участником закупок;
  • общественными организациями, что производят общественное контролирование в сфере госзакупок;
  • в особых случаях – объединениями юрлиц.

На что можно жаловаться?

Жалобы антимонополистам могут быть принесены практически на любые действия и бездействия:

  • заказчиков;
  • полномочных органов;
  • уполномоченных учреждений;
  • закупочных комиссий и отдельных их членов;
  • контрактных управляющих;
  • операторов электронных площадок.

Обязательное условие – решения всех перечисленных выше субъектов и (или) их деятельность нарушают/ущемляют права заинтересованного участника отношений.

Закон допускает, чтобы жалобы по перечисленным основаниям и нарушениям подавались одновременно и антимонопольщикам, и в судебные органы.

Однако возможность принесения жалоб по поводу указанных выше действий (бездействий) именно в ФАС и ее подразделения существенно ограничена по времени. Так, большая часть документов может быть подана лишь в течение 10 дней с момента появления соответствующих протоколов в единых информационных системах, а при утверждении исполнителя/подрядчика – с момента подписания протокола по этому поводу. Жалобы на содержание закупочных документов подается не позднее окончания приема заявок. Есть и другие ограничения.

Судебное рассмотрение споров

Все решения подразделений ФАС могут быть оспорены в судебном порядке в течение трехмесячного срока со дня их вынесения. Однако в законодательстве и на практике имеется некоторая путаница и множественность мнений, в каком именно порядке должны рассматриваться такие дела в суде – в исковом производстве или в порядке гл. 24 АПК РФ.

Между тем, в законе № 44-ФЗ прямо оговорено, какие споры должны быть рассмотрены напрямую судами как раз в исковом производстве:

  • признание недействительными отдельных критериев оценки заявок, величин значимости и др. (ч. 9 ст. 32);
  • признание недействительным выбора поставщика/подрядчика (ст. 47);
  • признание состоявшихся закупок недействительными (п. 3 ч. 2 ст. 99), но только по иску контролирующих органов.

Вообще, в смысле определения категории дел и порядка производства по ним в каждом конкретном случае есть смысл обратиться к специалистам, поскольку даже процессуальные ошибки могут в определенный момент достаточно дорого обойтись.

 

Наша консалтинговая компания предлагает вам БЕСПЛАТНО обратиться за профессиональной консультацией по телефонам: 8(963)457-17-63 и 8(929) 263-90-83