Проверка банковской гарантии по ФЗ №44 и последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков

« Назад

04.12.2014 04:48

В соответствии со вступившим в силу 1 января 2014 года ФЗ №44 «О контрактной системе» банковская гарантия выступает одним из инструментов обеспечения исполнения контракта. На деле она является одним из важнейших условий победы участника госзакупок в конкурсе (тендере, аукционе), и многие государственные, муниципальные и коммерческие заказчики требуют предоставлять в качестве обеспечения именно банковскую гарантию.

ФЗ №44 сделал процедуру получения банковской гарантии более простой и, что намного важнее, прозрачной. С 2014 года подтверждением исполнения контракта может служить только банковская гарантия, выданная аккредитованным Министерством финансов РФ банком. В свою очередь, попасть в перечень Минфина может далеко не каждый банк, поскольку эта госструктура, руководствуясь как раз ФЗ №44, а также Налоговым кодексом РФ, предъявляет к кредитно-финансовым организациям достаточно жесткие требования. Так, банк должен быть представлен на рынке не менее 5 лет, иметь лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную Центробанком РФ, размер собственного уставного капитала должен превышать 1 млрд. рублей.

Таким образом, проверить подлинность той или иной банковской гарантии сегодня стало намного проще, чем раньше. Гарантия должна быть зарегистрирована в едином реестре банковских гарантий, а банк, ее выдавший – входить в перечень Минфина. Проверить эту информацию можно на официальном портале закупок http://zakupki.gov.ru, а также на сайте Министерства финансов РФ.

Тем не менее, на рынке госзакупок все еще встречаются, так называемые, «серые» и «черные» банковские гарантии, которыми пользуются некоторые недобросовестные поставщики. «Серые» гарантии – это гарантии, выданные банком (не обязательно из перечня Минфина), но не отображенные им в своем финансовом балансе. Таким образом, формально банк выдает все необходимые документы, но не резервирует денежные средства на случай выплаты. Что касается «черных» банковских гарантий, то это полностью поддельные гарантии, которые выдаются якобы от имени банка, на самом деле, не берущего на себя никаких обязательств.

Неисполнение своих обязательств по контракту и другие причины могут служить основаниями для внесения участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Последствия внесения сведений в РНП – очень серьезные: экономические права и свободы такого участника закупок существенно ограничиваются, страдает также его деловая репутация и имидж. Стандартный срок, на который недобросовестный поставщик вносится в соответствующий реестр, составляет 2 года. На протяжении этого времени он не может принимать какое-либо участие в торгах, по сути, из-за этих ограничений ни один бизнес не сможет нормально развиваться. Именно поэтому, прежде чем принимать участие в любом закупочном мероприятии поставщику следует проанализировать все возможные последствия неисполнения своих обязательств и, в первую очередь, внимательно ознакомиться с положениями Федерального закона №44 «О контрактной системе».