Первые изменения в законы о закупках в 2018 году

« Назад

08.02.2018 14:49

В последний день прошедшего 2017 года глава государства поставил свою подпись на весьма увесистом законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (N 504-ФЗ). Во многом эти новшества пересекаются с новациями в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По большинству своему нововведения касаются перевода всей схемы гос. и муниципальных закупочных процессов на цифровые технологии. Новеллы в законодательных актах о госзакупках станут вводиться в действие двумя «волнами» – с 1 июля наступившего года, а потом – с 1 января 2019 года. Однако многочисленные новые правила вступили в силу уже 11 января 2018 года.

Для регистрации действий, имеющих правовое значение, совершенных на электронных торговых площадках теперь будет использоваться ЕГИС (Единая государственная информационная система). Организации-заказчики теперь должны будут осуществлять госзакупки в цифровом формате, за исключением тех ситуаций, когда в конкретном положении о деятельности по закупкам предусматривается альтернативный вариант. Тем не менее, для тех закупочных процедур, принимать участие в которых смогут исключительно лишь субъекты малого и среднего бизнеса, электронно-цифровой формат обязателен. Для полноценного участия в процессе сами потенциальные соискатели-поставщики будут должны пройти несложную процедуру аккредитования на электронной торговой площадке (ЭТП). Участвующим в торговой процедуре при цифровом документообороте придется пользоваться усиленными (квалифицированными) цифровыми подписями. Точно такие же по содержанию новеллы появились и в законе о закупках отдельными видами юрлиц.

На операторов цифровых торгплощадок возложена обязанность при конкурсных закупках сравнивать выставленные расценки, а также альтернативные варианты по цене. Операторам необходимо будет формировать проекты соответствующих протоколов. Сами контракты будут оформляться также на торговой площадке.

Уже 11 января вступило в законную силу важное дополнение к ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Оно касается ситуаций, когда соискатель заказа-победитель отстраняется от участия в конкурентной покупке, или когда заказывающее лицо имеет право отказаться от подписания контракта. С 11 января заказчик при такой ситуации имеет возможность заключить договор с другим соискателем торгов/закупок, который предлагает ровно эту же цену, как и выигравший соискатель закупки. В случаях, когда такой уровень цен, как у победителя, никто не предлагал, заказчик может подписать сделку с соискателем, выставившим наименьшую цену среди оставшихся участников. До этого момента такой возможности не существовало.

Претерпели некоторые изменения и правила, по которым описывается объект госзакупки. Так, например, убран запрет на использование товарных и тому подобных знаков/наименований (ранее он содержался в ст. 33 ч. 1 п. 1 Закона). Тем не менее, в случае указания конкретного фирменного именования или торговой марки всегда требуется прописывать, что может предоставляться и равнозначный патентованному товар (услуга и т.д.). Такое же новшество появилось и в законе N 223-ФЗ. Однако это требование нормативного документа не используется в следующих ситуациях:

  • когда прочие, помимо конкретной упомянутой торговой марки, товары несовместимы с товарами (оборудованием/средствами), применяемыми заказчиком;
  • когда запасные элементы и расходники к машинам/оборудованию и прочим применяемым средствам заказчика в соответствии с указаниями по их эксплуатации могут использоваться только от определенного производителя (под определенной торговой маркой/наименованием).

Изменяются и нормы относительно направления данных в уполномоченный государством орган для включения физических и юрлиц в реестр недобросовестных поставщиков. В прошлой редакции при отсутствии доказательств подписания контракта с участвующим в конкурсных торгах, заявка или предложение которого получило следующий номер, об уклонившемся контрагенте такая информация не направлялась. На такой подход неоднократно указывала ФАС РФ. Теперь заключение сделки со следующим участвующим для направления информации в реестры недобросовестных поставщиков не считается обязательным.

С 1 июля 2018 года вступают в силу достаточно объемные новации и в закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вступившими в действие нововведениями учредителям автономных и бюджетных учреждений, собственникам авуаров ГУПов и МУПов, а также органам госвласти предоставлена возможность формировать для своих «подчиненных» типовые правила о закупках, на основе которых в определенный там срок должны быть утверждены и собственные положения о закупках конкретными заказчиками (или добавлены изменения в существующие).

Скорректированы в законе правила указания начальной/максимальной цены в договоре. Теперь они должны быть сформулированы каким-либо одним из трех вариантов:

  1. Цена лота (данные о начальной/максимальной цене);
  2. Максимальная цифра цены сделки и формула ее расчета;
  3. Максимум цены договора и цена единицы объекта закупки.

В законе некоторым образом либерализированы требования к закупочной документации. При котировочных запросах она вообще не требуется, а при единственном поставщике требуется документация и извещение, а проект самого контракта не нужен.

Определено, что для производства конкурентных закупок должна создаваться комиссия. В части неконкурентных закупок подобного требования нет, а это означает, что в этом случае комиссию можно и не создавать.

Устанавливается правило, в соответствии с которым от участвующего в процессе закупок может быть принята только единственная заявка, которую до конца срока подачи можно представить или изменить. Таким образом, заказчикам придется свои регламенты о закупках менять таким образом, чтобы основные и альтернативные предложения как бы считались составными компонентами одной заявки.

Отныне формально разрешено заключать контракты с несколькими разными соискателями по итогам конкурентной закупки. Это фактически легализует так называемые зонтичные закупки.

В оба вышеупомянутых закона, как уже говорилось, внесено столь большое количество поправок, что, по сути дела, для их рабочего использования требуется провести детальный сравнительный анализ новых редакций с ранее действующими.